Наследники прп. Сергия Радонежского на Русском Севере

Обзорная историческая статья о преемственности традиции монашеского делания на Русском Севере. Автор - священник Артемий Ведерников
Прп. Сергий Радонежский и его ближайшие ученики
Одной из самых значительных фигур истории Русской церкви и монашества является преподобный Сергий Радонежский. Преп. Сергий заступник, молитвенник и печальник земли Русской (так его звали ещё при жизни). С его именем связана целая эпоха. Основатель Троице-Сергиева монастыря, он возрождает традиции православного монашества: непрестанной умной молитвы, совершенного самоотречения и нестяжания (отречения от любой собственности), послушания. Он упорядочивает монашескую жизнь вводом общежительного устава – совместного жительства монахов в полном отречении от мира и собственности в абсолютном послушании игумену (начальнику монастыря).
Преподобный Сергий вырастил много учеников подвижников. Один писатель: «Сергий открыл не только свой монастырь и не только из него одного действовал. Если Сергиеву Лавру возвёл собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленные обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками, пропитанные духом его. Куда бы из Москвы не двинулся – везде Сергий».[1] Ближайшими учениками его были преп. Михей и преп. Никон, которые были погребены в обители. Ученики преподобного Сергия основали множество монастырей недалеко от Москвы: прп. Савва Сторожевский  основал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы возле Звенигорода, прп. Мефодий основал под Дмитровом Николо-Пешношский монастырь, прп. Афанасий Высоцкий  - Зачатьевский Серпуховский монастырь, и другие примеры.
Каждый монастырь был рассадником духа, веры, духовного просвещения. Впервые за всю историю русской святости, когда мы говорим о преп. Сергии, применимо такое понятие как ученики преп. Сергия и ученики учеников преп. Сергия, как бы духовные внуки и правнуки.[2]
Ученики и современники преподобного Сергия (собеседники): прп. Дмитрий Прилуцкий, прп. Кирилл Белозерский и прп. Ферапонт, прп. Евфимий Суздальский, прп. Стефан Махрищский (постригший в монашество прп. Кирилла Белоезерского), свт. Алексий Московский, свт. Стефан Пермский.
Павло-Обнорский монастырь
Один из ближайших учеников прп. Сергия – прп. Павел основал Обнорскую обитель в Вологодской области, откуда традиции монашеского делания распространялись далее на Север.
Постриженник Павло-Обнорского монастыря прп. Лонгин Коряжемский основал в 1539 году общежительный Коряжемский монастырь, после обустройства которого, он переселился в вечные обители 10 февраля 1540 года.
Ученик и постриженник прп. Лонгина - прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский основал Богородицкую пустынь в 20 верстах к югу от Коряжемского монастыря.[3]
Прп. Симон Сойгинский, постриженник прп. Корнилия Комельского с прп. Лонгином отправился к Сольвычегодску, где в устье Коряжмы помог устроить келью и часовню прп. Лонгину, уже находящемуся в преклонных летах. Затем, преподобный отправился вверх по Вычегде, и в 60 верстах от Коряжмы построил келью и храм во имя Преображения Господня, освященный 17 мая 1541 года, куда привлек многих учеников и основал Спасо-Преображенскую Сойгинскую пустынь.
Итак, мы можем сказать, что выходцы Павло-Обнорского монастыря Вологодской области, связанные монашеской традицией с прп. Сергием Радонежским. основывали монастыри на юге ныне Архангельской области,
Ошевенский и Антониево-Сийский монастыри
Ученики прп. Сергия прпп. Кирилл и Ферапонт Белоезерские вышли из Симоновской обители, где пользовались наставлениями прп. Сергия. Они основали самые значительные обители Вологодской области – Кирилло-Белоезерский и Ферапонтов монастыри.
Одним из учеников прп. Кирилла Белоезерского был прп. Александр Ошевенский – основатель Ошевенской обители на территории ныне Каргопольского района Архангельской области. Александро-Ошевенский монастырь имел громадное значение для местного края и воспитал другие шесть обителей. Из него вышел прп. Пахомий Кенский, воспитавший прп. Антония Сийского; прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. Ошевенская обитель находилась в тесной духовной связи с обителью прп. Дамиана (в схиме Диодора Юрьегорского).
Прп. Антоний Сийский стал основателем одной из самых замечательных северных обителей. Антониево-Сийский мужской монастырь расположен в 160км от Архангельска на полуострове Большого Михайловского озера, из которого берет начало река Сия. Основанный прп. Антонием в 1520 году, монастырь очень быстро начинает развиваться. Известна челобитная прп. Антония Сийского  1540 года, где он описывает свою обитель: «60 монахов, «опричь детей», церкви во имя Троицы, Благовещенья и Сергия Радонежского».[4]
Таким образом, мы видим, что прп. Антоний, духовный правнук учеников прп. Сергия Радонежского, прямо соотносил себя с опытом прп. Сергия, старался устроить свой общежительный монастырь по образцу общежительной Троицкой обители преподобного, и каждодневно обращался к нему с молитвами. Как и обитель прп. Сергия вблизи Москвы, Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь стал впоследствии духовно-просветительским центром на Русском Севере.
Соловецкий монастырь
Воспитанником прп. Кирилла Белоезерского был и прп. Савватий Соловецкий чудотворец. Совместно с прпп. Зосимой и Германом, он стал основателем общежительного монастыря на далеком северном Соловецком острове. Заветы преподобного Сергия, переданные им прп. Кириллом,  и здесь усердно исполнялись иноками. Соловецкий монастырь отличался особенно строгим подвижничеством, что было обусловлено суровыми условиями пустынного острова. В каноне преподобному Савватию на утрене поется:
«Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватие, ты поселился на пустынном острове, и в ладье телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших».[5] Соловецкий монастырь воспитал многих иноков и святителей, прославленных Церковью: свт. Филипп Московский,  Вассиан и Иона Пертоминские,  Елеазар Анзерский,  Иринарх, Иоанн, Василий, Онуфрий другие Соловецкие преподобные.
Основание новых монастырей на Русском Севере также было связано с подвижниками Соловецкой обители. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские – ученики святого митрополита Филиппа, когда тот был игуменом на Соловках. В 1561 году они за послушание игумену отправились за известью на твердую землю, и на обратном пути в устье Двины буря разбила их суда, а тела подвижников были выброшены на берег Унской губы, где были обретены нетленными их мощи. Над мощами была построена часовня, затем стали приходить подвижники и образовалась Пертоминская обитель в 120 верстах от Архангельска.[6]
Схожа история основания Яренского монастыря, находившегося в 143 верстах к северо-западу от Архангельска. Прпп. Иоанн и Лонгин Яренские  также были учениками святителя Филиппа в Соловецком монастыре, и в том же 1561 году они потонули в буре, возвращаясь с материка. Тела их были обретены нетленными на Карельском берегу и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. Слава чудес от святых мощей привлекла к ним иноков, которые основали Яренский общежительный мужской монастырь.[7]
 
Заключение
 Однажды преподобному Сергию было видение множества птиц – будущих иноков его Свято-Троицкой обители и связанных с нею других монастырей: «Сергие! Молишися о своих чадехь, и Господь моление твое приятъ; смотри опасно и виждь множьство инокь, въ имя святыя и Живоначалныя Троица съшедшихся въ твою паству. Святый възревъ, и видит множьство птиць зело красныхъ, прилетевшихъ не токмо въ монастырь, но и округъ монастыря; и гласъ убо слышашеся, глаголющь: имъ же образомь виделъ если птица сиа, тако умножится стадо ученикъ твоихъ и по тебе не оскудеютъ, аще въсхотят стопамъ твоимъ последовати».[8] Исполнение сего дивного видения мы ясно видим в дальнейшей истории нашего русского северного монашества. Ученики преподобного Сергия умножились в Свято-Троицком монастыре и многие из них в поисках совершенного монашеского безмолвия уходили на север, распространяя идеалы служения Богу через Вологодскую область и до самых северных пределов Архангельского края, они сохранили духовные заветы своего отца и наставника и прославили Святую Троицу в многочисленных созданных ими обителях.
 

[1] Архим. Макарий (Веретенников). Лекции по Истории Русской Церкви. 2010. Эл. вариант
[2] Там же.
[3] Монахиня Таисия. Русские святые. Санкт-Петербург. «Азбука классика», 2001. Цит по: www.sedmitsa.ru
[4] Челобитная Антония Сийского 1540г. Эл вариант.
[5] Канон преподобному Савватию. Богослужебная Минея. Месяц сентябрь.
[6] Троицкий патерик. Репринт 1896г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992г. С.319.
[7] Троицкий патерик. Репринт 1896г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992г. С. 329.
[8] Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сергиев Посад. СТСЛ, 2005. С. 117. Перевод: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы! И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, - летают и поют несказанно-сладостно…А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!»…

Список использованной литературы:
1. Архим. Макарий (Веретенников). Лекции по Истории Русской Церкви. 2010. Эл. вариант
2. Монахиня Таисия. Русские святые. Санкт-Петербург. «Азбука классика», 2001. www.sedmitsa.ru
3. Челобитная Антония Сийского 1540г. Эл вариант.
4. Канон преподобному Савватию. Богослужебная Минея. Месяц сентябрь.
5. Троицкий патерик. Репринт 1896г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992г.
6. Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сергиев Посад. СТСЛ, 2005.
 

Назад к списку