По следам семинара посвященного социальному служению Церкви

Правила посещения детского дома от Александра Гезалова:

Не одевать короткого, яркого

Не оставаться с детьми наедине

На садиться перед детьми на корточки

Не садиться с детьми на диван, кресла и пр.

Не задавать вопросы воспитателям

Ничего не обещать

Не обнимать детей, не брать их на руки

Не говорить администрации, когда придете в следующий раз.

Очень странные, на первый взгляд правила. Но рассказанные ведущим семинара Александром Гезаловым истории доказывают, что выработанны они с опыта. Например, нельзя не только брать детей на руки, необходимо строжайше пресекать, если они пытаются повиснуть на вас. Александр рассказывал случай, когда он инструктировал своего студента, идущего с ним в детский дом, много раз напоминая ему это правило. Как только они вошли, на ученике повисло несколько 16 – летних воспитанниц…

Нельзя садиться вместе с детьми, становиться перед ними на корточки, наклоняться к ним. У этих детей нет ощущения допустимой дистанции, жизнь в тесном коллективе ровесников, не дает развиться этому чувству. Что можно сказать им, если они кругом будут висеть на вас, если их лица будут в нескольких сантиметрах от вашего лица?

И другие правила Александра, взяты не из теории, они все выработаны его личным опытом. Не стоит ими пренебрегать.

Сиротство

Часть 1.

Разговор о сиротстве  начался с ряда утверждений. Во-первых, проблема денег не существует, есть проблема отношения. Посмотрите, какие машины движутся в транспортном потоке, сколько магазинов вокруг и какие дорогие товары там представлены. И их покупают! Значит, дефицита средств нет.

Другое дело, что социальные проекты не всегда могут получить деньги для реализации. Здесь проблема не только в не желании благотворителей жертвовать. Есть люди и организации готовые помочь. Очень часто сами просители не могут сформулировать и оформить свою заявку, а получив средства грамотно их использовать. Нет внимательного отношения к отчетности перед финансирующим лицом. Более, того, в большинстве случаев о нем просто забывают! Очень важный момент, по словам Александра Гезалова, сохранение контакта с благотворителем на протяжении всего времени реализации проекта. Желательно сохранить эту связь и в дальнейшем, превлекая спонсора и к другим проектам. Для достижения данной цели можно включить благотворителя в попечительский совет организации, приглашать на различные проводимые в ней мероприятия, праздники, вручать грамоты, благодарить через СМИ. Нужно периодически давать знать о себе: мы живы и мы работаем. Обязательно составление в течение года меморандума о проделанной работе, и предоставление его спонсору.

Во-вторых, сотрудники детских домов не знают, в какой материальной помощи нуждаются воспитывающиеся у них дети. Данные учреждения не занимаются вопросами адаптации детей, а занимаются обеспечением их проживания(!). Не надо инвестировать в детские дома, необходимы инвестиции в детей. И вообще, тема материального обеспечения, по словам Александра Гезалова, не главное. Детям нужна семья. Ни одно учреждение, пусть даже трижды образцовое, ее не заменит. Поэтому организатор, в идеальном случае, должен отправлять к сиротам добровольца, готового взять ребенка в семью. Основное направление работы должно быть не на помощь сироте, а на сохранении ребенка в семье! Первую скрипку здесь должно играть государство. 90 процентов сирот имеют живых родителей. Государство же вместо реализации поддержки основной ячейки общества, ставит различные препятствия, в первую очередь, многодетным семьям. Например, СНИПы, строительные нормы. Они не рассчитаны на большие семьи: элементарно все не поместятся в лифте. Развивается карательное отношение официальных органов, по отношению к семье. Как ужасающе звучит понятие «рейды в семью». Дети изымаются у родителей, потому что в семье есть домашние животные, дети моют посуду, играют не с игрушками, комиссии не понравился набор продуктов в холодильнике инспектируемой семьи и пр. За границей ребенок не изымается из семьи. Работает схема Школа - Социальная гостиница - Семья. После уроков ребенок, имеющий какие-то сложности дома, может находиться в такой гостинице. А в это время, социальные службы работают над разрешением проблемы в его семье, с установкой вернуть поскорее ребенка домой.

При развитости карательной системы в нашей стране нет помогающей структуры для семьи. Положительным примером здесь для нас может служить Украина, где создается сейчас министерство по делам детей и семьи. Основой нашей же системы  служит структура, построенная Ф.Дзержинским. В нее пытаются вплести  отвергнутую во Франции модель ювенальной юстиции.

В-третьих, вопрос подарков. Подарки в последнюю очередь. По статистике в жизни ребенка живущего в семье 15 праздников в году. У воспитанника детского дома их 100! Каждый третий день! Что такое праздник в таком учреждении? Приезжают дяди и тети, в ярких кепках и футболках. Дарят подарки, одежду, раздают сладкое, фрукты.… Пытаются развлекать, веселить воспитанников. И уезжают… Скорее всего, большинство из них больше здесь не появится. А в детский дом нельзя прийти и не остаться там. Ребенок запоминает всех, кто приходил. Ему не нужны «добрые волшебники» появляющиеся ниоткуда, и так же исчезающие. Ребенку нужен столб, на который, он может опереться. Важна системность такого служения. Как образец, Александр Гезалов предложил женщину, почти 20 лет посещающую один детский дом. Она водит воспитанников на экскурсии, регулярно ходит с ними на службы в Храм и мн. др. Все дети-сироты – верующие. Вот только во что они верят?

Вместо реальной помощи, детей заваливают подарками. Они же привыкают к тому, что у них все появляется вдруг, «из воздуха». Они не знают стоимость вещей, не понимают, что на них нужно зарабатывать. Александру Гезалову приходилось видеть, как привезенную только что в детский дом одежду дети выбрасывали из окон – спонсоры привезут еще. Поэтому подарки, которые, конечно, тоже необходимы, в последнюю очередь. Гораздо важнее образование и развитие ребенка. Как уже было сказано, государство не занимается адаптацией воспитанников детских домов. Часто можно услышать примеры, того как выпускники таких учреждений не могут открыть холодильник. Они не знают, как это сделать, ни когда его не  видели. Притчей в языцех стал образ ребенка из детского дома, долго сидящего над стаканом с кипятком. На вопрос чего, ты ждешь, почему не пьешь чай, следует удивительный ответ: «Я жду, пока потемнеет вода». Перед ним лежали пакетики с заваркой и сахар. Он не знал, что чай необходимо заваривать. Причина этого лежит в строжайшем запрете на использование помощи детей в т.ч. и в бытовых работах. Нарушение его, приведет к появлению в детском доме работников прокуратуры, и последуют неприятности для администрации.  

Александр Гезалов выделил ряд зон адаптивного риска для детей-сирот:

Иждивение

Труд, деятельность в коллективе

Ответственность

Семья, нет представления об отношениях в ней, т.к. никогда не видел

Биологические родители («Мои родители виноваты передо мной. Поэтому когда я их найду, они купит мне джип, квартиру, дадут много денег»).

Внешность («Образ выпускника д\д, которого можно сразу узнать, не смотря на хорошую одежду – прическа, манера поведения и пр. Субкультура д\д»).

Гедонистические установки («жизнь – это одни развлечения»).

Деньги

Секс (большинство выпускниц д\д беременеют в первый год, после выхода из него).

Жилье (Организации, обязанные предоставить его,  часто обманывают детдомовцев. Мошеннические схемы изъятия жилья).

Законы, право

Информация (Ее недостаток и неумение с ней работать).
Круг общения («стая»)

Сиротское Я

Предубеждения окружающих

Образ выпускника д\д

Образ взрослого человека.

 


Назад к списку