Доклад протоиерея Александра Козарика, благочинного г. Архангельска, настоятеля Свято-Никольского храма г. Архангельска на VII Иоанновских образовательных чтениях.
ХХ век оказался для Русской Православной Церкви трагическим. Гонения, которые обрушились на нее, по силе и масштабу сравнимы разве что со временами первых веков христианства.
Гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, указанный Христом?
"Возложал на вас руки и будут гнать вас, предавая в темницы, и поведут предправителей за имя Мое" – говорил Господь.
Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушились гонения, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и сгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян.
С 1917 года в России никто не чувствовал себя в безопасности все жили под постоянным страхом обыска, грабежа, ареста, расстрела.
Казнили смертью часто без всякого следствия и суда, даже упрощенного.
Бесчеловечная казнь отягчена была для православных лишением последнего предсмертного утешения - напутствия Святыми Тайнами. Тела убитых не выда- вались для христианского погребения. Но всего этого было недостаточно для организации массовых репрессий. Полноценным основанием геноцида послужило обвинение всего духовенства в политической неблагонадежности, объявление всех верующих врагами народа и государства.
Арестованные священники и монашествующие обвинялись в организации контрреволюционных церковно-монархических, повстанческо-террористических групп, подготовке террористических актов в отношении руководителей партии и советской власти. Первым врагом народа и первым, кто встал во главе новомуче- ников, был Всероссийский Патриарх Тихон, а вслед за ним епископы, священники-вся лучшая часть российского духовенства.
Святой Патриарх Всероссийский Тихон, взирая на испытания, постигшие его паству в ХХ веке, мужественно призывал её разделить с ним чашу страданий:
"Если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюблен- ные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, нужна смерть невинных овец стада Христова, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и на смерть за Него".
До революции 1917 года в России было 78 тысяч храмов и монастырей. Из этого числа за годы Советской власти подавляющее большинство храмов и монастырей было разрушено и закрыто. А, сколько было расстреляно, замучено, убито умерло от болезней и холода епископов, священников, монахов, мужчин, женщин и детей за колючей проволокой концлагерей, в тюрьмах, на каторгах ГУЛАГа, кто пострадал за веру и правду Христову?
Архипастыри, духовенство, монашество и миряне Архангельской и Холмогорской епархии в полной мере разделили чашу страданий, выпавших на долю Русской Православной церкви.
До революции 1917 года в городе Архангельске, без учета домовых церквей, было 22 православных храма, в том числе 3 собора – Свято-Троицкий кафедральный собор, Михаило - Архангельский и Спасо-Преображенский.
Начало строительства Свято – Троицкого кафедрального собораотносится к началу XVIII века. В 1779 году была заложена каменная колокольня, а надстройка 3-го яруса кафедрального собора завершена в1854 году.
Свято – Троицкий собор просуществовал более150 лет. В нем хранился сосновый шестиаршинный крест, вытесанный Петром Первым в 1694 году в память избавления бури в Унских порогах; штандарт и флаг со струга, на котором плыл Петр Первый из Вологды в Архангельск; серебряный крест с бриллиан -тами, подаренный князем Меньшиковым архангелогородцу (имя его неизвестно); полное архиерейское облачение, подаренное храму Екатериной II; панагия серебряная позолоченная с драгоценными камнями, принадлежавшая царевне Софье; два флага и три пушки, захваченные у шведов в бою у Новодвинской крепости и многое другое. Это было до 1917 года. При советской власти собор был уничтожен, его служители протоиерей Александр Нечаев, священник Вохомский были репрессированы, бесценные исторические ценности утрачены.
Протоиерей Александр Нечаев родился в городе Тотьме Вологодской губернии в 1877 году в семье чиновника. После окончания Духовной семинарии трудился учителем церковно-приходского училища. В 1904 году рукоположен во священника к Соломбальской кладбищенской церкви, где прослужил 4года. В этот период заведовал церковно-приходской школой. Трудился учителем Соломбальских 2-х и 3-классных училищ. С 1908 года вплоть до разрушения о. Александр служил в Троицком кафедральном соборе г. Архангельска. Был законоучителем городского училища, членом правления Архангельской Духовной семинарии. В 1920 году как член " Союза духовенства и мирян " он содержался под стражей. После закрытия собора проживал в с. Усть-Цильма Коми АССР. Участвовал в тайных богослужениях, за что в 1930 году обвинен в "систематической антисоветской агитации" и заключен в концлагерь на 3 года. Наказание отбывал в г. Сыктывкаре. В 1932 вновь арестован за "контрреволю- ционную деятельность". по делу " Беломорско – Карельского братства" и выслан на 3 года. После освобождения проживал в Архангельске. В 1937 году арестован по обвинению в “контрреволюционной агитации” как активный участник "контрре-волюционной группировки церковников" и заключен в лагерь на 10 лет, где и умер 2 ноября 1942 года.
Судьба другого священника Свято-Троицкого собора о. Константина Вохомского не менее драматична. Он родился в семье священника г. Усть-Сысоль ска в 1880 году. С18 лет трудился псаломщиком сначала в Никольской церкви г. Александровска Архангельской губернии, затем в Спасо-Введенской церкви Архангельского уезда. В 1907 году рукоположен во диакона к Свято-Троицкому кафедральному собору г. Архангельска, где позднее был рукоположен во священника. За свои религиозные убеждения о. Константин в 1921 году содержался под стражей, а в1937 – заключен в лагерь " как активный участник "контрреволюционной группировки церковников". Где и когда закончил свой земной путь о. Константин к величайшему сожалению неизвестно.
В январе 1905 года на Мхах было закончено строительство Спасо-Вве- денской церкви. Она находилась на нечетной стороне Костромского проспекта (ныне проспекта Космонавтов) между улицами Поморской и Театральной. В 1929 году она была закрыта, а 1936 году разобрана и из её кирпичей возведены два первых этажа школы № 22, находящейся там же.
В октябре 1912 года в Архангельске была освящена новая церковь Божией Матери, получившая название "Всех Скорбящих радость". Она была необычайно красива. В строительстве её принимал участие весь город. Место под строитель- ство церкви при военном лазарете отведено городской Думой бесплатно. Имени- тые архангельские купцы братья Беляевские и Кривоногов сделали большие взносы. Иконостас работы известной фирмы П.А. Сизова стоимостью свыше шести тысяч рублей полностью оплатил купец Андрей Иванович Костогоров. Все строительство храма из красного кирпича "Всех Скорбящих радость" обошлось городу в 60 тысяч царскими, что по тем временам немало. В 1929 году эта красавица – церковь стерта с лица земли.
К 1937 году в г. Архангельске были стерты с лица земли все соборы.
Кроме соборов были разрушены до основания Успенская, Преображенская, Благовещенская и другие городские храмы. Следует сказать, что к 1937 году в областном центре практически действовала одна – Ильинская кладбищенская церковь. Уцелевшие от разрушений Троицкая церковь, Никольская церковь, построенная на землях Николаево-Карельского монастыря как и церкви подворий Соловецкого, Сурского, были закрыты, а их помещения отданы властью города под общежитие, спортивный зал, для размещения городских и областных учреждений.
Настоятели, священники, дьяконы, служившие в городских храмах, лишались избирательных прав, подвергались различным репрессиям.
На месте сквера, что напротив здания управления внутренних дел по Архангельской области вначале Воскресенской улицы в 1588 году была построена деревянная в честь Воскресения Христа - Воскресенская церковь. Во время пожара она сгорела и на её месте спустя 120 лет была возведена – каменная.
Участь священнослужителей этой церкви, как и самого храма, печальна.
В Воскресенской церкви служили в разное время после 1917 года протоиереи Нефедьев Павел Григорьевич, Костылев Иван Александрович, Попов Михаил Иванович, священник Иванов Александр Яковлевич, диаконы Вероятов Павел Васильевич, Видякин Всеволод Григорьевич.
Из них только судьбы двух протоиереев известны – протоиерей Нефедьев Павел Григорьевич – в 1938 году расстрелян; протоиерей Костылев Иван Александрович, отбыв ссылке, за так называемую "контрреволюционную агитацию", умер на покое, следы остальных затерялись в местах ссылок и лагерей. Воскресенская церковь стерта с лица земли.
Церковь Иоанна Рыльского, построенная в 1896 году, своего прихода не имела была приписана к Спасо-Преображенскому Соломбальскому морскому собору. Располагалась эта церковь на нынешней набережной им. Седова и углу ул. Красных Партизан. Именно она и был тем храмом, где в годы безбожия после закрытия Морского собора совершались богослужения. В свое время ею владели священники-обновленцы. Не без помощи прихожан они из храма были изгнаны, а в церкви совершали богослужения тихоновцы, убежденные сторонники церковной политики, проводимой Святейшим Патриархом Тихоном.
Её последним настоятелем был протоиерей Орлов Константин Семенович.
О. Константин родился в семье чиновники г. Петрозаводска в 1882 году. Окончил Духовную семинарию. 14 сентября 1903 года рукоположен во священника. С 1903 -1909 годы служил священником в Борецком приходе Шенкурского уезда Архангельской губернии. Был законоучителем в церковноприходской школе, Борецкого и Городецкого Министерских училищ. Последующие пять лет служил священником при церкви Первосоломбальского прихода г. Архангельска. В 1920 году был назначен настоятелем церкви Иоанна Рыльского. В 1920, 1923 годах кратковременно содержался под стражей за "контрреволюционную агитацию", а в 1927 году как участник "контрреволюционной организации духовенства епископа Антония Быстрова" заключен в концлагерь на 5 месяцев. После освобождения возвратился в свой приход. От Веры не отрекся и 1932 году за свои религиозные убеждения как участник "контрреволюционной группировки церковников" снова арестован и выслан на 3 года в Нарымский край. После освобождения возвратился в г. Архангельск. Служил в той же церкви. После закрытия храма ". Участвовал в тайных богослужениях, за что в 1937 году расстрелян как участник "контрреволюционной группировки духовенства и церковников
В этой церкви трудился псаломщиком сын адмирала Виктора Карцева Алексей. После расстрела отца он принял монашеский постриг, возведен в сан иеродиакона. За свои религиозные убеждения в 1928 году содержался под стражей, в 1932 – заключен в концлагерь на 5 лет, в 1938 году – расстрелян.
В начале 30-х годов ХХ века служившие в церкви Иоанна Рыльского протоиерей Замяткин Николай Михайлович, священники Образцов Михаил Павлович, Охотин Евгений Петрович расстреляны в 1937 году, протоиерей Турундаевский Феодосий Васильевич заключен в лагерь на 10 лет как участники "контрреволюционной группировки церковников"
Церковь Иоанна Рыльского разрушена, но память о её мучениках жива.
По основании г. Архангельска. Была построена стрельцами Рождест- венская церковь по началу она была деревянная, трижды горела, и, наконец, была построена каменная.
Церковь с колокольней отлично просматривалась с Торговой и Соборной площадей. Хорошо была видна из Гавани с Буяновой, Мясной и Рыбной пристаней. Ныне это перекресток Театрального переулка и Троицкого проспекта.
Её настоятелем был протоиерей Иоанн Дьяконов. Родился он 1866 году в семье псаломщика с. Кандалакша Кемского уезда Архангельской губернии. Окончил Духовную семинарию. 22 лет рукоположен во священника и определен к Тихвинской церкви Биричевского прихода Онежского уезда, а также назначен законоучителем Биричевского сельского Министерства народного просвещения училища. После окончания С - Петербургской Духовной академии исполнял должность миссионера Архангельской епархии. Состоял членом Епархиального училищного Совета и Архангельского уездного его отделения.
С 1896 по 1899 годы исполнял пастырские обязанности на эскадренном броненосце “Император Александр II”. затем в течение 3 лет исполнял должность настоятеля церкви Кронштадтской гражданской тюрьмы. Одновременно состоял законоучителем Кронштадтской промышленной гимназии, начальном училище при Кронштадтской таможне, а также в воскресной школе при Кронштадтском доме трудолюбия.
По возвращении в г. Архангельск в течение 2 лет трудился препода-вателем Архангельской Духовной семинарии. Состоял членом проповеднического комитета, членом комиссии по делам раскола. С 1903 года служил священником при Рождественской церкви г. Архангельска. Возведен в сан протоиерея, назначен её настоятелем. Октябрьскую революцию 1917 года не признал и, когда советская власть в Архангельске была свергнута, принял активное участие в белом движении. После восстановления в Архангельске советской власти 4 июля 1920 года был арестован Архангельской губернской ЧК по обвинению в “антисоветской деятельности”, а. 5 августа – расстрелян. Рождественская церковь была закрыта, а спустя некоторое время стерта с лица земли.
В настоящее время во всех церквях города Архангельска, уцелевших от разрушения совершаются богослужения. Восстанавливается их внутреннее убранство, возрождается приходская жизнь. Ильинская кладбищенская церковь обрела статус кафедрального собора, именно здесь, будучи в г. Архангельске, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершает богослужения. Возрождены Никольская, Свято-Троицкая городские церкви, Зосимо-Савватиевская церковь подворья Соловецкого монастыря. Действуют церкви Вологодского и Соломбальского кладбищ. На кладбище Южная Маймакса построена часовня, где совершаются требы. Здание Сурского подворья до сего времени удерживается властью и вопрос о возвращении его Архангельской и Холмогорской епархии не решен. Надеюсь, со временем это здание будет обретено сестрами Иоанно-Богословского Сурского монастыря.
По всей России возрождаются сегодня храмы и монастыри. Многие храмы посвящаются святым мученикам и исповедникам. Это свидетельство возрождения духа народа.
Мы верим, что Господь явит много новых усердных пастырей и ревните- лей благочестия, которые продолжат дело благовестия и апостольского служения.
А это может быть только при том условии, если подвиг мучеников не будет забыт, а будет воспринят каждым и в особенности молодым поколением.