Отрывки из книги мон. Евфимии (Пащенко) "Под покровом святителя Николая"

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ О МАЛЬЧИКЕ ИОАННЕ ИЗ СУРЫ, СУРСКОМ  «СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ» НИКОЛЬСКОМ ХРАМЕ И ПАРОХОДЕ

Не только чудесами прославился Святитель Николай на Архангельской земле. Он яв­лялся и до сих пор является святым пок­ровителем многих храмов. В том числе — построенных и на Архангельской зем­ле. Не зря в старину существовала пого­ворка: «от Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Действительно, на Севере было очень мно­го Никольских храмов. Это свидетельствует о глубокой вере северян, почитавших «доброго кормчего плаваю­щих посреди пучин, треволнения морская уставляюще­го» Святителя Николая.

Один такой храм, деревянный, освященный в честь Святителя Николая, находился в пинежском селе Сура. Он был очень старым, построенным в 1687 году. В том же селе, в семье дьячка Ильи Сергиева, 19 октября 1829 года родился мальчик, которого при Крещении назвали Иоанном. Мальчик очень почитал Святителя Николая, так что по дороге в школу он всегда останавливался и молился перед Никольской церковью.

Прошли годы. Мальчик Иоанн вырос, окон­чил духовную Архангельскую семинарию, а потом и духовную Академию, и стал священником, известным и уважаемым не только по всей России, но и за ее преде­лами. Храм, настоятелем которого он был, находился в пригороде Санкт-Петербурга, Кронштадте. Поэтому этот священник вошел в историю русской святости как праведный Иоанн Кронштадтский. Несмотря на то, что праведный Иоанн еще при жизни имел славу великого подвижника и чудотворца, а также множество почитателей — от простых людей до царствен­ных особ, он всегда помнил свою родину—Архангельскую землю и Пинежскую Суру. Почти ежегодно он навещал родные края и много благодетельствовал своим землякам. Сохранились рассказы о том, как во время его приездов в Суру его буквально обступали пинежане, просившие - кто - его благосло­вения, а кто - его по­мощи. Отец Иоанн не отказывал никому.

Сохранилось мес­тное предание о том, как один крестьянин решил было обмануть о. Иоанна и попро­сил у него денег на покупку коровы. При этом он солгал, что его корова издохла. Отец Иоанн обличил хитреца, но при этом все же дал ему денег, сказав: «на тебе, зем­лячок, денег на коро­ву. Ты пошел ко мне, она была жива, а вернешься — будет мертва. Бери и больше никогда не ври!» Действительно, когда крестьянин вернулся домой, то обнаружил свою ко­рову издохшей и горько раскаялся в своем обмане.

Но праведный Иоанн заботился не только о благососто­янии, но и духовно-нравственном просвещении земляков.  Поэтому в 1891 г. в Суре на его средства был построен I новый Никольский храм, уже не деревянный, а каменный. |Он имел два придела — один — в честь святого покровителя о. Иоанна - преподобного Иоанна Рыльского, другой  — в честь мученицы Параскевы. Торжественное освящение этого храма состоялось 27-29 июня 1891 г. епископом  Архангельским и Холмогорским Александром II (Закке-Заккисом) и сонма духовенства, как местного, так и санкт-петербургского. По свидетельству современников, новый Никольский храм был одноглавым, построенным в форме креста. При этом и «внутреннее убранство храма, его бла­голепие и изящество, обилие утвари, богатейшая ризница и прочее не оставляло желать по себе ничего лучшего». Вот какой прекрасный подарок сделал своему селу пра­ведный Иоанн Кронштадтский!

К сожалению, в послереволюционные годы Николь­ский храм был разрушен. Лишь в недавнее время началось его восстановление.

Но с именем праведного Иоанна Кронштадтского свя­зана не только история построения в Суре каменного Ни­кольского храма. Отец Иоанн задумал создать в Суре жен­ский монастырь. Он был основан в 1899 году. Помимо о. Иоанна, чьими стараниями и на его средства создавался монастырь, выдающуюся роль в его возникновении сыг­рала игуменья Новгородского Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря, известная подвижница и духов­ная писательница, игуменья Таисия (Солопова). Именно под ее духовным руководством в Леушинском монастыре готовились будущие послушницы «для Суры». Спустя год, летом 1900 г., состоялось освящение Сурской оби­тели. А перед этим игуменья Таисия, вместе с будущей настоятельницей Сурского монастыря, монахиней Вар­варой и другими сестрами, отправилась в Суру на буксирно-пассажирском пароходе, который, между прочим, назывался «Святитель Николай Чудотворец». В поэме, посвященной открытию Сурского монастыря, игуменья Таисия назвала это судно следующими ласковыми слова­ми: «пароходик наш родной, «Николай Святитель» слав­ный». Позднее, 18 июня 1900 г., на том же пароходе в Суру прибыл и сам отец Иоанн, совершивший торжес­твенное освящение Сурской обители. Вот так к истории возникновения Иоанно-Богословского Сурского монас­тыря оказался причастным и Святитель Николай, чьим именем был назван пароход, на котором прибыли в Суру первые насельницы этого монастыря и его основатель.

Пароход этот был колесным, как многие тогдашние суда. Построен он был в 1898 г. в Санкт-Петербурге и имел мощность в 25 лошадиных сил. После открытия Сурского монастыря праведный Иоанн подарил этот па­роход монастырю. Судно «Святитель Николай Чудотво­рец» служило Сурской обители верой и правдой почти 20 лет, перевозя паломников и грузы, таская по Пинеге и Северной Двине баржи с лесом. А в сентябре 1917 года пароход затонул во время бури, которая застигла его во время стоянки в Архангельске у Оперной (ныне Крас­ной) пристани.

В Архангельском областном архиве сохранился любо­пытный документ. Это отчет капитана парохода «Святи­тель Николай Чудотворец», в котором описаны обстоятельства, при которых затонуло судно. Текст этого отчета публикуется впервые.

«1917 года сентября 15 дня. Мы, нижеподписавшиеся: командир и команда парохода «Святитель Николай Чу­дотворец», принадлежащего Сурскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю, составили настоящий акт в следующем: 14 сентября сего 1917 г., в 7 часов вечера поставили вышеназванный пароход у Оперной пристани на ночлег. Ночью, часов около 12, разразилась буря, и па­роходу стала угрожать опасностью. Командиром и всею командою были приняты меры к тому, чтобы не оборвало причалов парохода. К 2 часам буря разразилась в шторм, и в окна парохода, которые были закрыты, стало зали­вать волной, и чрез небольшой промежуток времени в корпусе парохода было около аршина воды. Все водогоны были пущены в ход, но отлить воду не было никакой возможности, и ввиду крайности пароход был причален к барже «Бр. Вальневых», а команде было разрешено войти на баржу со своими вещами. Пароход «Святитель Николай Чудотворец» в 3.30 часа ночи опустился на дно реки, о чем при первой же возможности было заявлено хозяевам. Командир парохода Архангельской губернии Пинежского уезда деревни Нрокшенской А.А. Лемяхов и вся команда подписавшись».

Вот так затонул пароход «Святитель Николай». Не правда ли, какое удивительное кораблекрушение, совсем не похожее на гибель других кораблей, о которых напи­саны книги или сняты фильмы? Никто не погиб, а паро­ход просто, как написано в отчете, «опустился на дно» Северной Двины, словно решил отдохнуть после много­летних трудов. Увы, настоящая катастрофа постигла Сурский монастырь не в 1917 году, когда затонул монастыр­ский пароход, а позднее, в декабре 1920 г., когда местная власть вынесла решение о закрытии Сурского монасты­ря. На просьбу монахинь разрешить им поселиться хотя бы в монастырском скиту, они получили ответ: «рабочие труженицы советской власти нужны, разрешить же об­разовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, советская власть не намерена». Так судьбу своего погибшего парохода разделил и сам Сурский монастырь.


Назад к списку