Основателем Николо-Корельского монастыря был монах Евфимий. Согласно старинному преданию, приведенному в «Архангельском Патерике» священномучеником Никодимом (Кононовым), преподобный Евфимий поселился «на карельском берегу, недалеко от Белого моря, в 1410 г». Откуда пришел он в наши края и где подвизался ранее — неизвестно. В те далекие времена местность, где преподобный Евфимий основал монастырь в честь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, была дикой, языческой стороной.
Там «жили тогда пять видов финского племени, или, как называли их новгородцы, «корельских детей». Именно поэтому Никольский монастырь, основанный на землях, где жили корелы (в современном правописании — карелы), чаще всего называли иначе — Николо-Корельским (или Николо-Карельским). Корелы промышляли охотой и рыболовством. «Какова была вера их, об этом вот что говорит старинная соловецкая повесть: «В древности сии племена были как дикие звери, живущие в пустынях непроходимых.
Они вовсе не хотели ни знать, не разуметь Единого Истинного Бога и от Него посланного Иисуса Христа, но если кто насыщал их чрево, того они поставляли себе богом; если камнем зверя убьют, камень почитают; если палицею поразят ловимое, палицу бо готворят». Преподобный Евфимий, как убеждениями, так и примером своей благочестивой жизни, старался отвратить карелов от их ложной языческой веры и наставить в вере истинной, Право славной.
В начале своего существования Николо-Корельский монастырь был маленьким и бедным. Он состоял из нескольких келий для братии да деревянного Никольского храма. Среди икон этого храма был образ Святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе, принадлежавший самому святому основателю обители. С незапамятных времен Святитель Николай почитался православными людьми, как покровитель мореходов, рыбаков и охотников. Имен но поэтому на Севере особенно чтили Святителя Николая и строили много храмов в его честь. Об этом в старину даже была сложена поговорка: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Столь большое количество Никольских храмов на Севере свидетельствует о глубокой вере поморов, почитавших “доброго кормчего плавающих посреде пучин, треволнения морского уставляющаго” Святителя Николая Угодника.
Вскоре после основания Никольской обители ее постигло тяжкое испытание. В 1419 году на монастырь напали норвежцы, сожгли церковь и убили несколько монахов. При разгроме монастыря чудесным образом уцелела икона Святителя Николая, сорвав с иконы серебряную ризу, грабители бросили ее в море. Но спустя некоторое время, она была обретена на морском берегу возле монастырского пепелища.
Это ли чудесное событие, глубокая ли вера оставшихся в живых насельников Николо-Корельского монастыря помогли им не отчаяться и не уйти из этих мест- неведомо. Достоверно лишь одно – Бог не оставил своей обители и вскоре она была возрождена. Случилось это благодаря одной женщине которую звали Марфа Борецкая. Чаще ее называют Марфой0Посадницей, хотя она была женой новгородского посадника, Исаака Борецкого, богатой и влиятельной боярыней. Ее судьба легла в основу многих романов и повестей Карамзина, Мордовцева, Балашова. Марфа Борецкая, среди других знаменитых россиян изображена на памятнике “Тысячелетие России”, стоявшем в Новгороде. Надо сказать что рядом историков отрицается причастность к возрождению Николо-Корельского монастыря именно Марфы Борецкой.
И что в сохранившихся документах тех далеких времен говорится о другой женщине, тоже боярыне, Марфе Филипповой.
Но пусть даже это и в самом деле так, предание о Марфе-Посаднице, вошедшее в «Архангельский Патерик» архимандрита Никодима, а также в дореволюционный сборник «Православные русские обители», все-таки стало неотъемлемой частью древней истории Никольского монастыря.
За годдо разорения Николо-Корельского монастыря, в 1418 г ., два сына Марфы от первого брака, Антоний и Феликс, отправились осматривать свои огромные земельные владения. Путеше ствие братьев завершилось трагически — оба они утонули и были похоронены в Никольском монастыре. О жизни Антония и Феликса известно очень мало. Прежде всего, то, что они были людьми молодыми. Есть свидетельства и об их благочестии и глубокой вере. Так, Феликс «при жизни своей был известен благотворительностью: он передал Михайло-Архангельскому монастырю, что в устье Северной Двины, земли с тонями на морском берегу».
Узнав о гибели сыновей, Марфа позаботилась о том, чтобы па мять о них не ушла в небытие, и всегда были люди, которые моли лись бы за них Богу. Поэтому она позаботилась о восстановлении Николо-Корельского монастыря, где они были похоронены, «пожертвовала значительные средства для возобновления церкви и келий и просила молиться в монастыре о своих скончавшихся сы новьях». При этом, в дарственной грамоте Николо-Корельскому монастырю на земельные владения, Марфа желала, чтобы Никольский храм был построен «над гробами детей моих, Антония и Феликса». Так был возрожден Николо-Корельский монастырь. В нем в 1435 г . скончался и был погребен в монастырском соборе и преподобный Евфимий.
Действительно, время не стерло из людской памяти имена сыновей боярыни Марфы — Антония и Феликса, а также основателя Николо-Корельского монастыря, преподобного Евфимия. Более того — они стали известны всем северянам. И преподобный Евфимий, и праведные Антоний и Феликс Корельские, вошли в сонм святых угодников Божиих Архангельской земли.
Память их совершается 18 апреля по старому стилю (1 мая по новому стилю). Они почитаются, как небесные покровители города Северодвинска, основанного в 30-е годы XX столетия возле полуразрушенного Николо-Корельского монастыря. Поэтому в Воскресенском храме на острове Ягры, расположенном напротив места, где стоял Николо-Корельский монастырь, есть их икона с изображением преподобного Евфимия, стоящего на берегу Бело го моря у основанного им монастыря, и праведных Антония и Феликса, плывущих по морю в парусном суденышке. Другая икона, изображающая преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса, находится в Никольской церкви г. Архангельска.
Много славных страниц в истории Архангельской земли связано с Николо-Корельской обителью. Его насельники занимались просветительской деятельностью среди жителей Севера. Так, известно, что при Николо-Корельском монастыре существовала церковно-приходская школа. Занимались монахи и обучением неграмотных иноков и послушников из числа братии.
Поэтому все насельники Николо-Корельского монастыря умели читать и писать. Но большего внимания заслуживают просветительские труды насельников монастыря среди коренных народов Севера — ненцев. Особая роль в них принадлежала настоятелю Николо-Корельской обители иеромонаху Ионе, который в течение 8 лет по нескольку месяцев проводил в монастырском скиту на Новой Земле, где активно занимался просветительской и миссионерской деятельностью среди ненцев. Так, в апреле 1888 г . отец Иона совершил поездку «на восточный берег архипелага, к Карскому морю». Там он произнес перед местными жителями проповедь, «разъяснявшую необходимость отказа от языческих верований и прихода в лоно Православной Церкви». После этого монах- миссионер разрубил и сжег изображение идола — языческого божка, покровителя оленьей охоты, которому еще совсем недавно, в 1881 году, ненцы приносили человеческие жертвы. Вместо сокрушенного идола о. Иона поставил деревянный крест с надписью: «освятися и водрузися крест сей на поклонение православным христианам».
Отец Иона активно занимался приобщением ненцев к Православию — вел с ними беседы на религиозные темы, открыл школу для детей и взрослых, где преподавались Закон Божий и другие предметы в объеме начальной школы. Помимо иеромонаха Ионы, учителями в этой школе были псаломщик, а также фельдшер Михайловский. Каждый учебный день начинался молитвой Святителю Николаю. Для большего успеха миссионерской деятельности о. Иона выучил ненецкий язык и перевел на него часть религиозной литературы и молитвы. Труды о. Ионы увенчались успехом — все больше местных жителей принимало Православие, приучалось к молитве, а в минуты опасности призывало на помощь Святителя Николая. Правда, по старой языческой привычке, некоторые ненцы жертвовали «Миколе» добытое на охоте... Даже после того, как в 1900 г . отец Иона из-за ухудшившегося здоровья оставил Новую землю и Никольский монастырь, жители Новой Земли надолго сохранили добрую и благодарную память об этом добром и ревност ном пастыре.
А вот еще одна страница из истории Николо-Корельского монастыря. В XVIII столетии в нем в течение 4-х лет находился в ссылке священномученик Арсений Мацеевич (1697—1772), в миру Андрей, Митрополит Сибирский (1741), сосланный сюда за сопротивление церковной политике императрицы Екатерины Второй, приведшей к закрытию 754 из 954 существовавших к тому времени монастырей. Три раза в неделю Святителя Арсения под конвоем водили на «черные работы». Позднее один из офицеров охраны вспоминал, «как Арсений рубил дрова, таскал воду, подметал и мыл пол. «Как святой», — прибавлял он». Несмотря на то, что Святитель Арсений был лишен сана и находился в Николо-Корельском монастыре как ссыльный, братия считала его не преступником, а страдальцем за правду Христову и относились к нему с почтением. К сожалению, несколько нерадивых монахов написали донос на Святителя Арсения. Это привело к тому, что после нового суда он был расстрижен и переведен в строгое заключение в крепость г. Таллинна, где и почил о Господе 28 февраля 1772 г .
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. священномученик Арсений был причислен к лику святых. Таким образом, имя Святителя Арсения навсегда вошло как в историю Николо-Корельского монастыря, так и в сонм святых Архангельской земли.
Впрочем, Никольский монастырь вошел в историю Севера и I даже России и по другим причинам. Так, 24 августа 1553 г . в 15 км западнее ее у села Ненокса бросило якорь судно «Эдуард Благое Предприятие» («Бонавентура») под командованием английского капитана Ричарда Ченслера (или Чанселлора), оставившего за писки о своих впечатлениях от России и путешествии в Москву, ко двору царя Ивана Грозного. Это событие положило начало морс кой торговле России с государствами Западной Европы. Позднее гавань возле Николо-Корельского монастыря была важной морс кой точкой России. На многих западных картах тех времен Белое море даже именовалось «бухтой Святого Николая». В фундаментальном труде известного северного историка ректора ПГУ профессора В.Н. Булатова приведен следующий интересный факт, подтверждающий это: английский политический деятель Джон Мильтон, более известный сейчас, как поэт, автор поэмы «Потерянный рай», написал книгу о России. В книге этой он упомянул о «пристани святого Николая», которая «так называется от имени деревянного монастыря»... Даже город Архангельск в первые годы его существования заморские гости называли не иначе, как «га ванью Николы». Таким образом, иностранные торговые компании соседствовали с Николо-Корельским монастырем. При этом обители приходилось принимать послов, как русских, так и иностранных. Одному иностранному послу, англичанину Томасу Рандольфу в 1568 г ., в монастыре поднесли хлеб-соль, а также подарили весьма оригинальный подарок — черную овцу с белой мордой. Так продолжалось до конца XVI века, когда центром морской торговли стал город Новые Холмогоры, позднее получивший другое имя, известное ныне каждому северянину — Архангельск.
Никольский монастырь не только гостеприимно принимал иностранных купцов, но и сам занимался торговлей. Монастырь занимался добычей морских раковин-мидий, а также речного жемчуга, торговал рыбой, и солью.
Сохранилась грамота царя Ивана Грозного настоятелю монастыря, игумену Ефрему, согласно которой обитель получала право завести соляные варницы и рубить лес в Сюзьме и Ижме. При этом той же царской грамотой монастырь на 10 лет освобождался от налогов. В XVI — XVII вв. монастырь получил около 100 царских грамот с разрешением беспошлинного ввоза и продажи соли. Чтобы торговля солью шла успешнее, монастырю пришлось обзавестись собственными судами, а также подворьями в других городах. В документе 1551 г . говорится о монастырском судне (насаде), находившемся в Вологде и имевшем на борту груз соли весом в 700 пудов. К концу XVI века Николо-Корельский монастырь имел подворья в Холмогорах, Вологде, Великом Устюге и даже в самой Москве. Примерно в это время подворье Николо-Корельского монастыря появилось и в Архангельске.